Говоря о современной психотерапии большинство специалистов привыкли размышлять категориями отдельных психотерапевтических методов – часто какого-то одного, избранного (гештальт, НЛП, и пр.), которым специалист владеет. Через призму этого метода рассматривается пациент и его терапия, требования к себе как к специалисту, количество и продолжительность встреч.
Между тем, существует целая система общей психотерапии, существует и включает в себя важнейшие знания (если хотите «тайна психотерапии»), позволяющие свободно ориентироваться в психотерапии, как специальности, многообразии представленных на образовательном рынке подходов, методов и методик.
Вот, что включается в общую психотерапию:
- теоретико-методологические основы психотерапии и структура психотерапевтического знания, теория и взгляды на сущность психотерапевтического воздействия;
- критерии и методы оценки эффективности психотерапии;
- сферы общественного сознания, в которых развиваются психотерапевтические идеи (научная сфера, сфера обыденного сознания, сфера альтернативной медицины и психотерапии);
- модели психотерапии (медицинская, психологическая, социологическая и философская);
- основные направления психотерапии (психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое, а также вопросы о формирующемся интегративном направление в психотерапии и интегративных тенденциях в психотерапии), другие (не основные) направления психотерапии (психодрама, арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, суггестивная психотерапия, кризисная психотерапия, трансдраматическая, трансперсональная психотерапия и др.);
- основные формы психотерапии (индивидуальная, семейно-супружеская, групповая, психотерапия средой, а также аффективная интервенция);
- клинические, психологические, социальные основы психотерапии;
- лингвистический подход в психотерапии, клиническая лингвистика и нарративная психотерапия;
- психотерапевтический процесс и его организация;
- психотерапевтический контакт и психотерапевтический контракт;
- представление о личности, теория отношений личности В.Н. Мясищева и Б.Д. Карвасарского;
- учение о неврозах и представление о неврозогенезе в понимании Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии;
- понимание причин соматических и психосоматических заболеваний, биопсихосоциальный подходы в медицине и психотерапии;
- организация психотерапевтической помощи. Организация работы и рабочих мест. Понятие психотерапевтической помощи и психотерапевтической службы. Организация психотерапевтической помощи на уровне субъекта Российской Федерации. Система «кабинет-отделение-центр» крупного города.